Сплав 17.06-18.06.2016. Советск (Кукарка) - Ишлык (Петропавловск)

Сплав этот планировался заранее и изначально должен был быть гораздо длиннее, но погода и нехватка времени, а путешествие предполагалось успеть в очень сжатые сроки, в вечер пятницы и выходные, внесли свои привычные коррективы.

Идея была пройти от Советска до Лебяжья через Атарскую луку, начав с Пижмы и далее по Вятке, но для такого развития событий, условия должны были быть идеальными, что в реальности встречается крайне редко. Под условиями я понимаю: ветер, осадки, скорость хода. В итоге, целью сплава стала разведка маршрута и возможность пройти его позднее с детьми. Но хватит раcсуждений, пора переходить к повествованию.

Наконец-то наступила долгожданная пятница 17 июля 2016 года. Я и мой друг Серёга, по совместительству коллега, решили прямо с работы сразу же рвануть из Кирова в Советск. Весь сплавной скарб был уже загружен в нашу боевую тачанку днём ранее, в роли которой выступила Серёгина «Калина» (ВАЗ-1119). Закончив рабочий день, мы в 16:00 вылетели из Кирова по «Советскому тракту» («33Р-008» – трасса Киров-Советск-Яранск).

Наш походный скарб.

Дорога до Советска пролетела незаметно, так как наши музыкальные вкусы во многом совпадают, настроение ещё больше поднялось.

Экипаж боевой «тачанки»

При первоначальном планировании было выбрано три возможных точки старта сплава.

1 – рядом с Церковью Покрова Святой Богородицы;

2 – рядом с Советским районным краеведческим музеем;

3 – рядом с пешеходным мостом через  реку Пижма.

Вот в такой последовательности мы их и осмотрели по приезду.

В город Советск (Ку-карка – старое марийское название) мы прибыли около 17:45. Погода стояла замечательная – яркое июньское солнце, небесная синева и ласковый ветерок, буквально всё настраивало на позитив.

Первая наша остановка была у Церкви Покрова Святой Богородицы (г. Советск, ул. Колхозная, 1), здание которой построено в 1700 году. Она была первой каменной церковью в Кукарке (Советске). После упразднения Иоанно-Предтеченского монастыря у Жерновых гор с 1765 года церковь стала кладбищенской.

Церковь Покрова Святой Богородицы

Спуск к реке у Богородицкой церкви

Пройдя вдоль стены огораживающей территорию храма, мы стали исследовать спуск к реке с целью подъезда нашего верного боевого авто максимально близко к реке, но увы подъезда там не было. Насладившись видом на междуречье Пижмы и Вятки, мы двинулись к следующей точке.

Вид на междуречье Пижмы и Вятки.

Вторая наша остановка была на площади перед зданием Советского районного краеведческого музея (г. Советск, пл. Малькова, 6). Ранее это здание было Спасо-Преображенской церковью, построенной в 1752 году. В 1930-х годах храм закрыт, сломаны венчания и обе колокольни, здание перестроено под Дом культуры.

Советский районный краеведческий музей

У музея нас встретил каменный страж – скульптура льва из белого камня (опоковидный известняк в изобилии добывавшийся в этих местах, а конкретно в Жерновогорском месторождении), как символ развитого в своё время в Кукарке(Советске) камнерезного промысла. Львы созданные в мастерских братьев Владимировых украшали ворота не только Кукарки, но так же Вятки и Слободского.

Каменный страж

Рядом с каменным стоит страж из металла. Танк Т-80Б, являющийся частью композиции «За Советскую Родину!», олицетворяет вклад района в победу в Великой Отечественной войне, а он не мал, 18 героев Советского Союза и Вячеслав Михайлович Молотов, курировавший танковую промышленность в годы войны. Данный танк был предоставлен Министерством Обороны РФ по просьбе местных ветеранов и установлен в 2015 году.

Танк Т-80Б, часть композиции «За Советскую Родину!»

Сначала мы оставили наше авто между этими двумя грозными защитниками и решили пройтись пешком, так как в строну реки вела грунтовая дорога, что в свою очередь придавало нам уверенность в возможности подъезда к реке. Впоследствии я продолжил спуск собственным ходом, а Серёга, чтобы не терять времени, вернулся и стал спускаться на «Калине».

Наша боевая тачанка, она же по словам хозяина «таз-вездеход».

К сожалению, и второе место спуска к реке Пижма оказалось слишком крутым с точки зрения спуска на автомобиле, а грунтовка вела только до скамейки, после которой шёл весьма крутой уклон. Мы вынуждены были ехать к третьему месту, а на часах между тем уже было около 7 часов вечера.

Возвращение на площадь перед музеем с набережной.

Ещё немного попетляв вдоль Пижмы, в районе пешеходного моста достигли так желаемой нам цели – хорошего подъезда к реке.

Пешеходный мост через Пижму построенный в 1985 году

Быстро перегрузив из машины на берег пожитки, я стал раскладывать лодку, а мой друг поехал переставить машину в более доступное и людное место.

Таким образом к 19:00 мы оказались в начальной точке нашего водного мероприятия.

Река Пижма

Вид на Богородицкую церковь

Примерно полчаса у нас ушло на сборку лодки. Про неё надо сказать отдельно.  Надувная байдарка «Тайга-430» от «Вольного Ветра», учитывая мой крайне скудный опыт в сплавах, мне очень понравилась.

Наша «Тайга-430» готова к спуску на воду

Также хотелось бы отдельно отметить причину, по которой был сделан вывод, что с детьми нужно по рекам ходить не раньше конца июля. Собственно вот….

Остановился на несколько секунд.

Хотя есть один нюанс. Рядом с местом нашего сбора находилось немалое количество местных жителей, которых комары и гнус просто игнорировали. Видимо насекомые принюхиваются к тем, с кем живут рядом (шутка)…

Виды Кукарского междуречья

На низком старте

Итак, на часах половина восьмого и мы наконец-то выходим из начальной точки нашего маршрута. Начинаем идти по реке Пижме, как и Кукарка (ударение на первый слог) название черемиссо-марийское, с целью из Пижмы войти в великую и самую большую  вотяцкую реку Нукрать (ныне река Вятка).

Солнце уже низко. Наконец-то отчалили…

Виды вдоль Пижмы очень живописны. В глаза просто лезет оглушающая зелень. У меня были мысли . что на воде с мошкарой будет проще… Но не тут-то было. Как комары, так и гнус свободно перелетают всю ширину ныне достаточно узкой, а в былые времена судоходной реки, которая берёт начало в Нижегородской области.

Берег Пижмы

Ключ на берегу

Водная гладь Пижмы

Насколько же безмятежно, даже несмотря на насекомушки, на реке, душа не просто отдыхает, она дышит всем окружающим естеством. Суетливая карусель времени вытягивается в ровную струну бесконечности. Мысли обретают кристальную ясность и начинаешь чувствовать пугающую, но в то же время манящую древнюю, в чём-то даже дремучую, связь с мирозданием.

Солнце в реке…

Хорош философствовать! Тем временем мы заметили, что нас достаточно сильно крутит во время хода по воде. Сам собой напросился вывод, что неправильно распределён груз по лодке.

Это фото посвящено памяти моего папы, на тот момент уже перешагнувшего порог духовного мира, я думаю, его друзья поймут…

Нашей небольшой экспедицией было принято решение сделать первую остановку в месте слияния Пижмы и Вятки. К тому моменту мы прошли чуть больше 7 километров, а на часах немного перевалило за 9 часов вечера. Причалив к берегу мы перелопатили весь груз, немного передохнули, глотнули водички, размяли ноги и двинули дальше…

Место впадения Пижмы в Вятку с нашей первой остановки

Солнце к тому времени уже зашло и на речную гладь опустились сумерки. Решив, что нужно пройти ещё хотя бы столько же, мы увеличили скорость хода, чтобы ставить лагерь не в полной темноте.

Сумеречная Нукрать(Вятка)

Кукарские косогоры

Берег в районе бывшей деревни Валово

Пройдя порядка ещё 9 километров, мы причалили к песчаной косе и стали разбивать лагерь. Время перевалило за полночь. Сергей ушёл за деревом для костра, я остался ставить палатку. День выдался насыщенный и усталость навалилась на плечи горой. Несмотря на закрывающиеся глаза, мы всё же поставили лодку и разложили вещи на просушку. Приём пищи по обоюдному желанию перенесли на утро.

Долгоиграющий костёр

Наш маленький  походный дом

Пора ко сну…

Утро вечера мудренее. Засыпая я прикидывал, как нам успеть пройти за оставшееся время весь запланированный маршрут. Для этого необходимо было выйти часов в 6 утра.

Но человек предполагает, а Господь располагает. В 4 утра мы проснулись от грома и яростной дроби капель об тент палатки и лодку. Быстро свернув «сушащиеся» вещи в тент, забрались обратно в палатку и стали ждать окончания грозы… Гроза перешла в дождик около 11 часов, что в принципе уже делало выполнение нашей задачи призрачным, хотя  если бы ветер дул  попутный, призрачная возможность наверстать ещё оставалась. Но в итоге погода нам не дала не единого шанса….

Мрачное утро

Эх, погода…

Речное зеркало  Вятки

Ждём погоды

Лепота…

Пора в дорогу…

Решив, что ждать дальше бессмысленно, наша экспедиция приступила к приготовлению и приёму пищи в виде суперсупа из тушёнки, вермишели и высушенных лука и моркови (домашние заготовки Серёги). С солью, конечно, слегонца переборщили, но вкуснотища редкостная получилась. Наевшись, мы стали собираться. Мокрый песок… Эх, ещё то удовольствие, но куда деваться… И вот наконец в час дня выходим по воде дальше….

Нам погода нипочём, снова встали на весло

Ветер дул нам на встречу. Волна на середине была приличная и захлёстывала нашу лодку выше корпуса - хорошо, что байдарка у Серёги с «юбкой». Когда ветер ещё и усилился стало ясно, что придётся идти только до села Ишлык, так как дальше выбраться можно будет только от Лебяжья, а время уже поджимает и нам никак не уложить весь маршрут. По берегам достаточно часто попадались палатки, иногда и с автомобилями, что говорит о возможности в эти местах отдыхать не только с «воды» или «ног», но и с «колёс».

Палатка на мысе

Пройдя против ветра, а соответственно и волн ещё 8 километров, мы решили причалить к песчаной косе и идти дальше по возможности «бурлачным» способом.

Место, нужно сказать, просто шикарное – косогоры речных долин притоков Вятки, много песчаных берегов и высокое равнинное небо. Виды сказочные. Надо будет попробовать туда с детьми добраться на автомобиле.

Бурлак Серёга тянет «Тайгу»

Как легко и быстро испортить пейзажный фотоснимок

Винни-Пух, Капитан Винни-Пух или юноша с веслом

Вскоре на другом берегу мы увидели остатки колокольни церкви села Ишеть ныне не существующего.

Колокольня на горизонте

Богородицкая церковь, которой принадлежала колокольня, была построена в 1784 году, население села Ишеть занималось плотничеством и земледелием.

Более близкий взгляд на колокольню

Периодически чередуя водный ход с бурлачным  наша экспедиция таки добралась к 16 часам к селу Ишлык (Петропавловск), где ныне существует база отдыха и переправа через Вятку.

Переправа у  села Ишлык

Переправа «Проходимца»(УАЗика)

Серёга вызвал такси и уехал в Советск за машиной, а я остался раскладывать  вещи и мыть лодку.

На Петропавловском пляже

В районе 17 часов мой друг прискакал на боевой колеснице тёмно-вишнёвого цвета. Мы собрали в неё вещи и уехали  в Киров, проделав в итоге по воде путь около 32 километров из запланированных 84 . В целом получили удовольствие, впечатления и волдыри от насекомых, в основном я, так как серёгино термобельё они прокусить не могли.

Итоговая карта нашего путешествия:

Итоги:

1. Детей брать раньше июля на реку издевательство, так как они попадут в мошкариный ад.

2. Маршрут вполне пригодный, но часто возникает проблема с местом для лагеря – достаточно людно.

За сим откланиваюсь, до встречи...